Что в имени твоём, река?
«Эта первая после воздуха потребность жизни…» - так 205 лет назад писал о воде журнал «Вестник Европы». Ульяновская область не обделена этой второй потребностью нашего существования. Около 800 родников, 1223 озера, 230 прудов... По ульяновской земле протекает 2030 рек, речек и ручьёв.
В числе пяти самых крупных после Волги рек - Сура (длина 841 км), Свияга (375 км), Барыш (247км). Все они берут начало на землях главного водораздела ульяновского правобережья - Сурской шишки, что находится на территории нашего района. Здесь же, у села Кармалейка, - исток реки Сызранки (164,5 км). По словам экологов-профессионалов, в нашем районе около семидесяти рек и речек, озёр и прудов. Из глубины веков дошли до нас их названия, ставшие родными.
Сура.
Точных данных о происхождении нарицательного «Сура» нет. Марийцы называют реку Шур (от удмурдского «шур» - река). В мордовском языке название звучит так же, как в русском - Сура, иногда - Суро. Это может быть связано с финно-угорским «суури» - большая, великая.
Сура - одно из древних речных названий. Есть река с таким именем среди притоков Пинеги в Архангельской области, есть Сура и среди притоков Днепра на Украине.
Колыбелью нашей Суры в прежние годы было село Сурские Вершины (бывшие Большие Сурки). Тамошним старожилам до сей поры вспоминаются, рождая в душе сентиментальные чувства, большие деревья на берегу пруда и вдоль речки. Даже в трудные зимы последнего военного лихолетья они устояли. А потом деревья срубили. И вскоре, как следствие, обмелел, затянулся ряской пруд, а потом и речка пересохла. Остался просто овражек посреди села...
Деревья, пока живы были, давали этому водоёму надёжную тень, создавали свой, особый микроклимат. Их корни-насосы поддерживали уровень грунтовых вод. Со смертью деревьев-сторожей исчезло весёлое голубое пятнышко на жёлтом, выжигаемом летним зноем ландшафте.
Район наш - один из самых влажных в области. По данным прошлых лет, в Барыше в среднем за год выпадало 452 мм осадков, в Инзе - 493 мм, в Димитровграде - 487 мм, в Сурском - 469 мм. Но именно в таких климатических условиях на бедных песчаных почвах хорошо растут леса, особенно хвойные.
От верховья Суры до Пензы в позапрошлом веке простирались обширные заповедные леса. Малоземельные крестьяне рубили сосны, сплавляли их по Суре до пензенского села Индерка. Там жили плотогоны и строители плотов. Там же был грузоперевалочный пункт. В далёкие времена, когда по Волге ещё не ходили пароходы, на грузоперевозках вовсю использовался труд бурлаков, а на Суре - и бурлачек. Из Астрахани купцы бурлацкой тягой доставляли зарубежные товары до Хвалынска. Оттуда - трактом через нынешний райцентр Павловка, через Кузнецк до Индерки. А далее груз на плотах следовал до Васильсурска, что на Волге. До Нижнего Новгорода оставалось каких-то полторы сотни километров.
Это был самый удобный торговый путь. В Нижнем Новгороде ежегодно с 15 июля по 25 августа проходила знаменитая ярмарка. И потому до начала торгов караваны плотов с персидскими, турецкими, китайскими и прочими товарами шли по Суре днём и ночью.
Барыш.
Происхождение названий Барыша, Сызранки и ещё ряда водных потоков относится к периоду с 8-го по 16-й век, когда наш край был связан с Волжской Булгарией, затем с Золотой Ордой и, наконец, с Казанским ханством. В татарском языке «барыш» означает ход, движение, течение.
Один исток реки Барыш - у Красной Поляны, другой - у Русского Тимошкина. Устье - у села Барышская Слобода Сурского района, где Барыш впадает в Суру. По всему течению этот самый крупный приток Суры принимает более десятка собственных притоков: Большая Якла, Кувайка, Решётка, Самородка, Стемасс, Урень, Хомутерка, Чилим...
Главная особенность Барыша в том, что он, в отличие от других рек, целиком наш, ульяновский. Течёт, бежит себе по землям четырёх районов - Барышского, Вешкаймского, Карсунского и Сурского.
Сар-Барыш.
Ещё один приток главной реки нашего района - протекающий через районный центр Сар-Барыш. В древнебулгарском языке «сар» означает болотистое, поросшее осокой место. А у мордвы «сара» - это осока.
Беда многих современных водных артерий в том, что они одновременно служат двум совершенно противоположным целям - это и водозаборы, и самые дешёвые сточные канавы. Незавидная сегодня судьба и Сар-Барыша. Не работают очистные сооружения, и городские нечистоты стекают прямиком в речку.
В недавние времена, пока действовал очистной комплекс, со дна Сар-Барыша брали голубую глину. Вязкая, эластичная, мягкая, она излечивала от разных болезней. Но в 2002 году санитарно-противоэпидемическая комиссия издала постановление, запрещающее использовать в каких-либо целях воду из Барыша (ниже по течению от города) и Сар-Барыша.
Свияга.
Есть мнение, что в основе названия Свияги - тюркские «зия» - вода и «ага» - течь. Получается «текущая вода».
К юго-западу от Акшуата - начало Малой Свияги. Пробежав по барышским и кузоватовским землям 41 километр, река впадает в большую Свиягу.
В не столь давние времена обе Свияги называли реками уток. Не успевала весной сойти полая вода, как стаи диких уток, чирков, вальдшнепов, куликов заполняли речную пойму. Они с шумом носились в воздухе, строили в зарослях камыша гнёзда и за лето выращивали многочисленное потомство.
Решётка.
Через три Решётки протекает одноимённая речка. Старики рассказывали: в давние времена в пойме было столько запруд и простейших водоёмов, что, если посмотреть с горы, и впрямь - решето. Отсюда, дескать, и название - Решётка.
Вспоминаю Степана Мишина из села Покровская Решётка. Густая с проседью копна волос, тяжёлое, с хрипами дыхание, басистый голос и голубоватые, наивные, как у ребёнка, глаза - таким запомнился Степан Зиновьевич.
Он слыл завзятым удильщиком. Чуть ли не каждый летний день старик шёл на речку. Это сейчас под горой за деревушкой не речушка вовсе - так себе ручей, самой низкорослой лошадке по колено. А тогда в запрудной воде купали коней, неподалёку работали водяные мельницы. Бормоча себе под нос некое заклинание (вроде «нам много рыбки не надо, а что-нибудь да поймаем»), старик разматывал удочки, регулировал грузила... И часами отдавался любимому занятию. Бывало, доставал из ведра невесть откуда привезённых мальков, давал им волю, дабы жили и множились.
Другим желанным делом Мишина было возведение плотины. Занимался он пружением добровольно, без чьей-либо просьбы или подсказки и с большим удовольствием. Весной, когда проходила полая вода, вооружался тележкой, лопатой, ломиком и появлялся на речке. Возил камни, хворост, землю - всё это укладывал в тело плотины по своим, одному ему известным законам. Глядя на «добровольца», к делу подключались односельчане.
Гряда, щетинясь прутьями, вырастала на глазах. Упираясь в неё, накапливалась, разливалась вода. Мишин привозил жёлоб, сделанный из старой потрескавшейся колоды, и устанавливал водосток посередине плотины.
Всё лето, пока ребятишки плескались в Мишином водоёме, Степан Зиновьевич следил за плотиной, подправлял её, где осела. А следующей весной возводил взамен той, которую уносили вешние воды, новую.
Когда же старик умер, поток прорвал преграду, и никто уже не стал чинить её жалкие остатки. Теперь от Мишиной запруды и следа не осталось.
Железнодорожники построили капитальное, казалось, гидросооружение. Но эта плотина просуществовала недолго. Сейчас между двумя Решётками, Покровской и Заводской, находятся два пруда. Это дело рук дорожных строителей. Водятся караси, плотва и прочая рыбёшка. Да только находятся те, кто использует прудовые дары лично для себя. Спустит пруд и соберёт рыбу, а захочет - вернёт задвижку. Не стало хозяина у прудов...
Мурка, Чилим и другие.
Известно, что имя речки Калдинки происходит от тюркского слова «калдык» - остаток, часть. Непонятно только, что же имели в виду придумавшие такое словесное обозначение: то ли часть селения, то ли остаток речушки.
Наименование речки Бекшанки происходит от тюркского имени собственного Бекшан (что за человек это был - неизвестно). Мурка (Мура) происходит от монгольского слова «мурэн» - река.
По поводу Чилима, левого притока Барыша, существует два мнения. «Чиль» в тюркском языке - это небольшой овраг, размоина, русло. В древности во многих наших речках рос водяной орех - рогульник плавающий, или чилим. В последнее время этот реликт находили лишь в пойменных озерцах Присурья.
Название барышского притока Елховки, на которой когда-то соорудили пруд Лопату, - от ольховых лесов, прежде произраставших в долине и окрестностях этой речки. Небольшие ольховники сохранились и по сей день.
Наши предки большей частью селились по берегам водных артерий, либо у речных истоков. Часто имя реки передавалось селению. Образовались пары географических субъектов: на речке Темрязанке - село Мордовская Темрязань, на речке Савадерке - Старая Савадерка, на Мурке - Большая Мура, на Неклюдовке - Неклюдовка, на Самородке – посёлок Самородки…
Есть редкие исключения, когда речушки заимствовали названия у поселений. Имя Русской Хомутери в Базарносызганском районе происходит от местного промысла. Там занимались изготовлением хомутов, колёс, телег. Название перекочевало в Малую Хомутерь (бывшее село Покровское). И уже потом безымянный здешний ручей получил своё нынешнее имя - Хомутерка. Непонятно только, почему нашу Хомутерь назвали малой. В начале прошлого века здесь насчитывалось 304 двора, тогда как в Русской Хомутери было втрое меньше.
Далеко не все читатели знают, что село Алинкино издавна связано с речкой Рачамайкой (другие названия - Качемас, Арчемаска). Село Богдановка стоит на Сар-Барыше, Малая Бекшанка - на речке Алмажурке.
В Новой Ханинеевке протекает Явлейка, в Феофилатовке - Папуза. Деревня Посёлки сроднилась с Чилимом, село Румянцево - с Течорой, Старая Бекшанка - с Антигулькой, а в деревне Ульяновке находится исток речки Бекшанки.
Некоторые пары, правда, порушились. В верховьях Качимки лежала деревня Гремячевка, на пригорке у речки Балейки - Золино. Теперь этих селений нет.
Предстоит искать и искать, откуда же пошли имена многих других водных истоков. Скажем, таких, как Большой Кармал, Вилейка, Ржавка, Сизлей, Чивиль и других. Может, кто-нибудь из молодых исследователей родного края возьмётся разгадать названия этих и других наших речек?